четверг, 14 августа 2014 г.

В Евпаторийской кенасе звучала молитва о благоденствии Главы Российского императорского Дома

      
 С ознакомительным визитом Комплекс караимских кенас в Евпатории посетил Советник Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны по взаимодействию с органами государственной власти и религиозными и общественными организациями Республики Крым и города Севастополя Владислав Пилькевич. У входа в кенасы Владислава Валериевича встречали председатель Караимского духовного управления Давид Тирияки и почетный председатель управления Давид Эль. Единственный журналист, следивший за ходом  исторического визита, был корреспондент газеты "Новый Крым" Алексей Васильев.

       Караимы  - один из самых малочисленных коренных народов Крыма тюркского происхождения. В Крыму – на исторической родине – их проживает в настоящие время не более сотен, а во всем мире насчитывается около двух тысяч крымских караимов. Вероучение караимов – караимизм – является монотеиистическим. Основу религиозно-нравственных принципов караимского вероучения составляют тексты книг Священного Писания Старого Завета. Задачей – сохранение библейской чистоты. Своим родовым гнездом караимы считают крепость Джуфут-Кале (Чуфут-Кале) около Бахчисарая. Духовным центром караимов с начала 19 столетия становится Евпатория. Караимы играют ведущую роль в жизни Евпатории, ее становления как одного из лучших курортов юга России.
       После присоединения Крыма к России в 1783 году, в жизни караимов происходят значительные перемены. Национальная политика Российского Императорского Дома создает благоприятные условия для численного роста и благосостояния небольшого народа. В XIX столетии численность караимов увеличилась в пять раз и к началу XX века достигла 14 тысяч человек.
       В 1795г. Императрица Екатерина II Великая своим указом повелела оказывать караимам «выгоды и облегчения». В 1829 году особым Указом Император Николай I освободил караимов от обязательной воинской службы, ввиду малочисленности народа. С той поры караимы служили добровольно, караимы-добровольцы принимали участие во всех боевых действиях, многие становились офицерами, иные достигали генеральских чинов. Во время Крымской войны (1853-1856 годов) караимы оказали существенную помощь русской армии финансами, продовольствием,  имуществом, обмундированием, фуражом, постоем, медикаментами. В русско-японскую войну 1905 года уникальный подвиг совершил подпоручик русской армии караим Марк Тапсашар. Сражаясь в рукопашном бою под Порт-Артуром, Тапсашар уничтожил 16 японских солдат и офицеров. В I-й Мировой войне многие караимы стали Георгиевскими кавалерами. Прославились воины-караимы и в годы Великой Отечественной. Так, Александр Фуки был одним из офицеров-пограничников, принявших бой 22 июня 1941 года. Воинская часть, где сражался Фуки, к вечеру 23 июня выбила гитлеровцев за государственную границу.
       Караимы, их богатая культура и история, всегда вызывали пристальный интерес со стороны Российского Императорского Дома. При посещении членами Российского Императорского Дома Крыма в программу обязательно включалось посещение памятников караимского народа. Особое внимание всегда уделялось крепости Чуфут-Кале.
       В 1818 г. и в 1824 г. Император Александр I дважды посетил Чуфут-Кале и духовную столицу караимского народа г. Евпаторию. В 1837 г. приезжал Император Николай І с семьей в сопровождении Великого князя Константина Николаевича.
       Император Александр II в первый раз побывал здесь со своим отцом в 1837 г. и вновь прибыл в 1861 году вместе с супругой императрицей Марией Александровной, которой караимки преподнесли полный подвенечный наряд невесты. Впоследствии этот подарок она передала в Дашковский зтнографический музей в Москве. Также Чуфут-Кале посещали Великие князья Алексей Александрович, Николай Константинович, Сергей Александрович, Павел Александрович, о чем сообщалось в правительственном вестнике. В 1867 г. во время пребывания Великого князя Владимира Александровича в Чуфут-Кале, а затем в Евпатории ему был преподнесен национальный костюм караимского мужчины, который позднее был передан в музей этнографии.
       Представители караимского духовенства, бывая в столице, пользовались гостеприимством царской семьи. Гаханы Самуил Моисеевич Пампулов и Серая Маркович Шапшал имели право благословлять царского наследника на родном караимском языке, положив ему руку на голову. Были награждены высокими государственными наградами Российской Империи.
       Встреча началась с возложения цветов к мемориалу, посвященному караимам, погибшим в Великой Отечественной войне (1941-1945) и к монументу в честь посещения кенас Императором Александром I. В последние 80 лет на памятнике отсутствовал позолоченный двуглавый орел, венчавший обелиск, и только в августе 2007 года исторический вид монумента был восстановлен. Это знаменательное событие произошло благодаря финансовому участию севастопольца Михаила Чалого и караимской общины Евпатории.
       Хаджи Давид Тирияки провел для почетного гостя экскурсию, рассказал об истории восстановления комплекса. Затем в Соборной кенасе был отслужен молебен во здравие Главы Российского императорского Дома Ее императорского высочества Государыни великой княгини Марии Владимировны и Его императорского высочества Государя наследника цесаревича и великого князя Георгия Михайловича.
В последний раз молитва о благоденствии царя звучала здесь почти  век назад – 16 мая 1916 г. Тогда кенасу посетили  император Николай II с императрицей, наследником, великими княжнами и свитой.
       Советник Канцелярии Е.И.В. поблагодарил гостеприимных хозяев комплекса и подчеркнул, что сегодняшняя задача Российского Императорского Дома – служить межконфессиональному, межнациональному и общегражданскому миру, сохранять исторические традиции, помогать по мере сил нуждающимся.
       В книге отзывов Владислав Пилькевич оставил запись следующего содержания: «От всего сердца благодарю Духовное Управление Караимов за сохранение связи времен, без которой невозможно будущее. Уверен, что связь с Российским Императорским Домом, прошедшая через века, воссоздана и будет продолжаться вновь в Крыму, возвратившемуся на историческую родину в Россию».  


Комментариев нет:

Отправить комментарий