С ознакомительным визитом Комплекс караимских кенас в Евпатории посетил Советник Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны по взаимодействию с органами государственной власти и религиозными и общественными организациями Республики Крым и города Севастополя Владислав Пилькевич. У входа в кенасы Владислава Валериевича встречали председатель Караимского духовного управления Давид Тирияки и почетный председатель управления Давид Эль. Единственный журналист, следивший за ходом исторического визита, был корреспондент газеты "Новый Крым" Алексей Васильев.
Караимы
- один из самых малочисленных коренных народов Крыма тюркского
происхождения. В Крыму – на исторической родине – их проживает в настоящие
время не более сотен, а во всем мире насчитывается около двух тысяч крымских
караимов. Вероучение караимов – караимизм – является монотеиистическим. Основу
религиозно-нравственных принципов караимского вероучения составляют тексты книг
Священного Писания Старого Завета. Задачей – сохранение библейской чистоты.
Своим родовым гнездом караимы считают крепость Джуфут-Кале (Чуфут-Кале) около
Бахчисарая. Духовным центром караимов с начала 19 столетия становится
Евпатория. Караимы играют ведущую роль в жизни Евпатории, ее становления как
одного из лучших курортов юга России.
После присоединения Крыма к России в
1783 году, в жизни караимов происходят значительные перемены. Национальная
политика Российского Императорского Дома создает благоприятные условия для
численного роста и благосостояния небольшого народа. В XIX столетии численность
караимов увеличилась в пять раз и к началу XX века достигла 14 тысяч
человек.
В 1795г.
Императрица Екатерина II Великая своим указом повелела оказывать караимам
«выгоды и облегчения». В 1829 году особым Указом Император Николай I
освободил караимов от обязательной воинской службы, ввиду малочисленности
народа. С той поры караимы служили добровольно, караимы-добровольцы принимали
участие во всех боевых действиях, многие становились офицерами, иные достигали
генеральских чинов. Во время Крымской войны (1853-1856 годов) караимы
оказали существенную помощь русской армии финансами, продовольствием, имуществом, обмундированием, фуражом,
постоем, медикаментами. В русско-японскую войну 1905 года уникальный
подвиг совершил подпоручик русской армии караим Марк Тапсашар. Сражаясь в
рукопашном бою под Порт-Артуром, Тапсашар уничтожил 16 японских солдат и
офицеров. В I-й Мировой войне многие караимы стали Георгиевскими кавалерами.
Прославились воины-караимы и в годы Великой Отечественной. Так, Александр Фуки
был одним из офицеров-пограничников, принявших бой 22 июня 1941 года. Воинская
часть, где сражался Фуки, к вечеру 23 июня выбила гитлеровцев за государственную
границу.
Караимы, их богатая культура и история,
всегда вызывали пристальный интерес со стороны Российского Императорского Дома.
При посещении членами Российского Императорского Дома Крыма в программу
обязательно включалось посещение памятников караимского народа. Особое внимание
всегда уделялось крепости Чуфут-Кале.
В 1818 г. и в 1824 г. Император
Александр I
дважды посетил Чуфут-Кале и духовную столицу караимского народа г. Евпаторию. В
1837 г. приезжал Император Николай І с семьей в сопровождении Великого князя
Константина Николаевича.
Император Александр II в первый раз
побывал здесь со своим отцом в 1837 г. и вновь прибыл в 1861 году вместе с
супругой императрицей Марией Александровной, которой караимки преподнесли полный
подвенечный наряд невесты. Впоследствии этот подарок она передала в Дашковский
зтнографический музей в Москве. Также Чуфут-Кале посещали Великие князья
Алексей Александрович, Николай Константинович, Сергей Александрович, Павел
Александрович, о чем сообщалось в правительственном вестнике. В 1867 г. во
время пребывания Великого князя Владимира Александровича в Чуфут-Кале, а затем
в Евпатории ему был преподнесен национальный костюм караимского мужчины,
который позднее был передан в музей этнографии.
Представители
караимского духовенства, бывая в столице, пользовались гостеприимством царской
семьи. Гаханы Самуил Моисеевич Пампулов и Серая Маркович Шапшал имели право
благословлять царского наследника на родном караимском языке, положив ему руку
на голову. Были награждены высокими государственными наградами Российской
Империи.
Встреча началась с возложения цветов к
мемориалу, посвященному караимам, погибшим в Великой Отечественной войне
(1941-1945) и к монументу в честь посещения кенас Императором Александром I. В
последние 80 лет на памятнике отсутствовал позолоченный двуглавый орел,
венчавший обелиск, и только в августе 2007 года исторический вид монумента был
восстановлен. Это знаменательное событие произошло благодаря финансовому
участию севастопольца Михаила Чалого и караимской общины Евпатории.
Хаджи Давид Тирияки провел для
почетного гостя экскурсию, рассказал об истории восстановления комплекса. Затем
в Соборной кенасе был отслужен молебен во здравие Главы Российского
императорского Дома Ее императорского высочества Государыни великой княгини
Марии Владимировны и Его императорского высочества Государя наследника
цесаревича и великого князя Георгия Михайловича.
В последний раз молитва о благоденствии царя звучала здесь почти век
назад – 16 мая 1916 г. Тогда кенасу посетили император Николай II с
императрицей, наследником, великими княжнами и свитой.
Советник Канцелярии Е.И.В. поблагодарил гостеприимных хозяев
комплекса и подчеркнул, что сегодняшняя задача Российского Императорского Дома –
служить межконфессиональному, межнациональному и общегражданскому миру,
сохранять исторические традиции, помогать по мере сил нуждающимся.
В книге отзывов Владислав Пилькевич
оставил запись следующего содержания: «От всего сердца благодарю Духовное
Управление Караимов за сохранение связи времен, без которой невозможно будущее.
Уверен, что связь с Российским Императорским Домом, прошедшая через века,
воссоздана и будет продолжаться вновь в Крыму, возвратившемуся на историческую
родину в Россию».
Комментариев нет:
Отправить комментарий