Дорогие Соотечественники!
400
лет назад наша Родина была терзаема страшной, невиданной доселе Смутой. Всё
собранное на протяжении веков ценой невероятных трудов и жертвенных подвигов
народа, оказалось на грани полного уничтожения. Обезглавленная страна гибла от
гражданской войны и внешнего нашествия, от растерянности и измены правящего
слоя, от равнодушия, ожесточённости, подозрительности, взаимной ненависти, трусости,
лжи, подлости и корысти, охвативших все без исключения сословия.
Тогда
среди всеобщего хаоса и безумия прозвучал мужественный голос Предстоятеля
Русской Православной Церкви Святого Патриарха Гермогена. Именно он указал
правильный путь выхода из кризиса, взывая к Совести и провозглашая приоритет главнейших
ценностей человечества – Веры, Надежды, Любви, Законности, Долга и Чести.
Призыв
Патриарха был услышан патриотами России, и освободительная борьба стала приобретать
всё более чёткие очертания. Правильные решения дались не легко и не сразу. Первое
Ополчение распалось вскоре после создания из-за внутренней межпартийной вражды.
И в дальнейшем даже самые великие, светлые и героические свершения не
обходились без ошибок, колебаний и грехов отдельных участников. Но общее
направление приложения усилий оказалось верным, благодаря чему даже печальный
опыт принёс пользу, очищая патриотическое движение от случайных и ненадёжных
людей и вразумляя тех, кто заблуждался искренно.
В сентябре
1611 года в Нижнем Новгороде начался сбор Второго Ополчения под водительством
гражданина Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В середине февраля 1612
года, когда в Москве, в темнице Чудова монастыря, угасавший от нравственных и
физических страданий святой Патриарх Гермоген – главный вдохновитель
сопротивления Смуте – в последние мгновения своей земной жизни пламенно молился
о России, Ополчение начало победное шествие из Нижнего Новгорода в Ярославль. В
апреле там был создан Совет всея Земли, объединивший патриотические силы на
началах соборности.
18
августа (31 августа н.ст.) 1612 года, совершив молебен у раки Игумена Земли
Русской святого преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком монастыре,
Ополчение Минина и Пожарского двинулось
на освобождение столицы, и уже на третий день было у стен Москвы.
22
октября (4 ноября н.ст.) 1612 года – в день празднования Казанской иконы
Пресвятой Богородицы – после кровопролитных боёв русское воинство одержало
решающую победу над оккупантами, взяв Китай-Город, а 25 октября (7 ноября н.
ст.) очистило от иноземного владычества сердце Русской Земли – Московский Кремль.
Народные
вожди и воеводы, имевшие право гордиться своими заслугами, могли пытаться
самостоятельно решать дальнейшую судьбу Отечества. Но они сумели возвыситься
над властолюбием и понять, что для подлинного и окончательного прекращения
Смуты необходимо ориентироваться не на собственные мнения, не на партийные интересы,
а на волю народа, выраженную свободно избранными представителями регионов и
сословий.
1
февраля (14 февраля н.ст.) 1613 года в атмосфере необычайного духовного и
патриотического подъема открылся Великий Собор, участниками которого стали все
Иерархи Русской Православной Церкви и настоятели крупнейших русских монастырей,
вельможи и полководцы, служилые дворяне и казаки, представители разных народов
России, купцы, горожане и крестьяне из всех частей Отечества. Пользуясь
употребляемой ныне терминологией, мы имеем бесспорное основание именовать Собор
1613 года, предопределивший развитие России на века вперед, объединённым Земским
и Поместным Церковным, и в равной мере признавать и почитать как
государственное, так и духовно-каноническое значение его деяний.
Итоги
Собора не были никем предрешены заранее. Несмотря на единодушие в главном
желании возродить благосостояние страны, народные избранники вели между собой
жаркие споры по многим общим и частным вопросам. Однако, в конце концов, в их
среде возобладало чёткое стремление восстановить суверенную Российскую государственность
и независимую законную преемственную власть.
21
февраля (6 марта н.ст.) 1613 года Великий Собор окончательно утвердился в
убеждении, что главным и необходимым основанием для возглавления Российской
Державы является не красноречие, не преходящая популярность, даже не опытность
и героизм, сколь бы ни были важны эти качества для правителя, но – безусловная
легитимность и неоспоримая живая связь с предшествующими эпохами истории
Отечества.
Ближайшим
законным наследником угасшего Дома Рюриковичей был Михаил Феодорович Романов -
сын томившегося в польском плену Митрополита Ростовского Филарета, двоюродного
брата последнего Царя первой Русской Династии святого благоверного Феодора I Иоанновича. Никаких личных заслуг у
16-летнего Михаила Романова, за которые его можно было бы «избрать» в нашем
нынешнем понимании этого слова, ещё не было. Но бесспорность его наследственных
прав создавала уникальный и драгоценный статус, позволяющий ему стать надпартийным
общенациональным Арбитром, умиряющим исстрадавшуюся страну, и в дальнейшем передать
эту роль своим потомкам.
В
Утвержденной Грамоте Великого Собора 1613 года о призвании на престол Дома
Романовых простыми и ясными словами изложены традиционные и гармоничные для
нашего народа принципы отношения к управлению страной, сформулировано понимание
взаимной ответственности государства и общества.
Узнав
о том, что Россия обрела Законного Царя, интервенты хотели лишить его жизни. Но
бессмертный подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина помешал замыслам
неприятелей. Глубоко символично и промыслительно, что в нашей истории спасение
юного Монарха, а в его лице – надежд всей нации на избавление от постигших
Отечество бед, связано не с громкой битвой, не с именами знатных и сильных, а с
самопожертвованием одного простого человека.
14
марта (27 марта н.ст.) 1613 года в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы
перед чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы прибывшая из Москвы депутация объявила Михаилу Феодоровичу Романову
и его матери инокине Марфе постановление Великого Собора. Государь воспринял
это известие не с радостью, а с печалью и трепетом. Власть для него являлась не
желанным плодом, но тяжким Крестом, и он сомневался, хватит ли у него сил нести
столь высокую ответственность. Лишь уговоры и увещевания Святителя Феодорита
Рязанского заставили Михаила Феодоровича смириться с мыслью, что он не имеет
права отказаться от священного долга, возложенного на него Божественным Провидением
и волей народа.
В мае
Государь прибыл в Москву, и 11 июля (24 июля н.ст.) 1613 года Первоиерарх
Русской Православной Церкви Митрополит Казанский Ефрем венчал его на царство в Успенском соборе
Московского Кремля. Так началось правление Нашего Дома.
Труды
Великого Собора 1613 года и воплощение в жизнь его решений явились кульминацией
народной освободительной борьбы. Но полная победа над Смутой и её прямыми
последствиями была впереди. Значительные части территории страны ещё находились
под контролем разбойничьих шаек и иностранных интервентов. Лишь к 1617-1618
годам русское воинство смогло, в основном, очистить родную землю от
неприятелей, а русская дипломатия достигла заключения мирных соглашений с
Польшей и Швецией.
Символическую
черту под событиями Смутного времени подвело возвращение 14 июня (27 июня
н.ст.) 1619 года на Родину из польского плена отца Царя Михаила I – Митрополита Филарета (Романова).
После его законного избрания на Патриарший престол Русская Православная Церковь
обрела Кормчего. Великий христианский идеал Симфонии – неслиянного и
нераздельного сослужения духовной и светской властей – получил тогда в возрождённой
России одно из своих лучших воплощений.
***
С тех
пор Наш Дом управлял Россией 304 года. В трагическом 1917 году, теми же
февральскими днями, в которые некогда завершал свои заседания Великий Собор 1613
года, в Отечестве началась Революция, причинившая неисчислимые страдания всем –
не только ее прямым жертвам, но и ее творцам.
За три
века правления Дома Романовых в России было много успехов, достижений и побед. Мы
вправе с честью вспоминать вклад Нашей
Династии в историю Родины. Было также много серьёзных ошибок, досадных просчётов
и тяжких грехов. В них Мы каемся перед Богом и просим прощения у Народа за себя
и за своих Предков.
Царская Россия в 1917 году, конечно, не
являлась государством всеобщего благоденствия. Однако Революция отнюдь не
упразднила ни бедности, ни несправедливости, ни жестокости, ни развращённости
нравов. Напротив, она лишь многократно усилила низменные инстинкты и пороки, прославляя
насилие и уничтожая без пощады религиозные морально-этические устои и благие
обычаи, служившие прежде ограничением для торжества зла.
Чудовищный
эксперимент построения некоего нового общества на основе безбожия и
тоталитаризма потерпел неизбежный крах. Но, к сожалению, семена материализма,
обильно посеянные за десятилетия господства богоборчества, продолжают давать
ядовитые всходы, и их плоды зачастую оказываются едва ли не ужаснее, чем при
коммунистическом режиме. Пока мы находимся лишь в самом начале преодоления Второй
Великой Смуты.
Обрести
правильный курс невозможно без обращения к опыту предшествующих поколений.
Юбилеи различных исторических событий даны нам не столько для того, чтобы
устроить очередное веселье, сколько для осмысления прошлого и извлечения из
него уроков.
100
лет назад, в 1913 году, юбилей окончания Смутного времени XVII века был широко и пышно отмечен преимущественно
как 300-летие ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ. Казалось, торжества
продемонстрировали нерушимость Империи и неподдельное единение Царя и Народа.
Однако, спустя менее четырех лет, Россию постигла новая, еще более страшная, затяжная
и всеобъемлющая Смута. В ХХ веке наша Родина дважды пережила полное крушение
государственности, территориальной целостности, всей системы устоев и идеалов.
Осмысление
этих событий должно привести нас – людей Третьего Тысячелетия – к правильным
выводам.
Нам
необходимо глубоко проникнуться мыслью, что мы празднуем 400-летие подвига нашего
великого многострадального Народа. В
первую и главную очередь – это не чествование династии, иерархов, военачальников,
дипломатов и аристократов, сколь бы ни был весом их вклад в общенациональную
борьбу, но прославление мужества, самопожертвования и любви простых людей –
крестьян, горожан, монахов, служилых дворян и казаков, с Божией помощью
освободивших и возродивших нашу страну.
Поэтому
особенно важно, чтобы празднование 400-летия преодоления Смуты состоялось на
самом высоком государственном уровне, красиво, смело и уверенно. Современная
власть России уже совершила мудрый акт,
установив праздник Народного Единства в день победы осенённого
чудотворной Казанской иконой Божией Матери Ополчения гражданина К. Минина и
князя Д. Пожарского. Тем самым признана ключевая роль событий Смутного времени
для всероссийской цивилизации. Верю, что никакие предрассудки, внешнее
вмешательство и ложные идеологические догмы не воспрепятствуют дальнейшему неуклонному
обращению властей к живительным истокам патриотического самосознания.
Пренебрежение
славой Отечества немыслимо в великих державах. Но сколь бы ни было положительным
отношение государственных деятелей и учреждений к празднованию 400-летия
преодоления Смуты, оно останется безжизненным, если инициатива не будет
исходить от самого Народа. При самых благих намерениях одна лишь официальность может
иссушить любое торжество и лишить его подлинно национального значения. Только осознание
всеми соотечественниками важности исторического наследия в состоянии поставить юбилей событий четырёхвековой
давности на службу Родине в настоящем и будущем.
Святой
Русской Православной Церкви, которая, помимо исполнения своей главной и
универсальной душеспасительной миссии, в самые тяжкие периоды неизменно остается
нерушимым оплотом защитников Родины, по праву принадлежит центральное место в
праздновании 400-летия общенародной победы над Смутой. Каждое Богослужение, совершаемое
в память о деяниях той эпохи, воздает славу Спасителю, соединяет нас молитвой с
предками, защищавшими свою страну с Его Именем на устах, и наполняет наши души
благоговением перед таинством Воскресения России. Великой духовной радостью для
всех верных чад Православной Церкви может явиться, если будет на то воля Божия,
прославление нашим Священноначалием в лике святых участников преодоления Смуты,
сочетавших в себе героизм и гражданские добродетели с несомненным христианским
благочестием.
Совместно
с Церковью все традиционные Конфессии, представители которых храбро сражались
плечом к плечу с православными соотечественниками, вознесут Богу
благодарственные и поминальные молитвы в соответствии со своими религиозными установлениями.
Для гражданского
общества во всем многообразии его граней юбилей окончания Смутного времени содействует
укреплению духа согласия и единения. Среди нас, независимо от вероисповедания,
национальности и происхождения, нет почти никого, кто не имел бы предков,
внесших свою лепту в изживание потрясений XVII века. Главные победители Смуты пользуются
почитанием со стороны людей самых разных политических взглядов. Оценивая
жизненный путь святых и героев прошлого, все мы должны понять, что и сегодня нам
необходимо научиться находить не то, что разобщает, а то, что сближает нас, уважать,
слышать и понимать друг друга, не изощряться во взаимных обвинениях, а
совместно искать пути преодоления трудностей и бедствий.
В
сфере науки и культуры всенародный юбилей способен дать мощный импульс исследованиям
и находкам, реставрации и воссозданию памятников истории и духовности, рождению
новых творений поэзии, прозы, живописи, ваяния, зодчества, музыки и других
родов искусства, развитию народных ремесел и спортивным достижениям.
Вооруженные
Силы и все государственные учреждения, обеспечивающие поддержание
обороноспособности и порядка, найдут в событиях Смутного времени примеры
доблести и чести, необходимые для укрепления воинского духа.
На
международной арене празднование 400-летия возрождения государственности
упрочит положительный образ страны, умеющей помнить и чтить своих героев.
Друзья и союзники получат подтверждение силы нашего духа, а конкуренты - напоминание о бессмысленности попыток
уничтожить нашу Державу.
Не
лишено празднование юбилея и серьёзной экономической составляющей. Разумная
организация исторического туризма, интенсивность которого возрастает в связи со
знаменательными датами, всегда способствует хозяйственному развитию регионов, а
тактичное использование символов и образов славного прошлого поможет
продвижению продукции любой отрасли отечественной экономики
Всё
перечисленное – лишь часть того, что может принести нашей Родине празднование
400-летия окончания Смуты. И, нисколько не приуменьшая значение символических
государственных, церковных и общественных актов, мы обязаны выделить и поставить во главу угла социальное и
просветительское наполнение юбилея.
Мемориальные
сооружения, заявления и парады, научные конференции и праздничные гуляния не
тронут сердца современников и потомков, если мы не сумеем объяснить значение
событий Смутного времени и их связь с жизнью всех последующих поколений. Необходимо
использовать потенциал, заложенный в нашем прошлом, для патриотического
воспитания молодежи. Издание книг, создание фильмов, распространение информации
в Интернет-пространстве, учреждение в честь выдающихся личностей премий и
стипендий для поощрения успехов учащихся, преподавателей и ученых – эти формы
увековечивания памяти великих сынов и дочерей Отечества сейчас более своевременны,
чем установка бронзовых и мраморных памятников.
Огромное
число людей в нашей стране ещё живёт в крайне стеснённых условиях, и у них,
вместо воодушевления, возникнет тяжёлое чувство, если они увидят помпезные
мероприятия, но не ощутят внимания к своим нуждам. Конечно, мемориальную работу
и решение социальных проблем неверно противопоставлять друг другу, ибо без почтительного
отношения к делам предков невозможно сохранить национальное достоинство и
обеспечить благосостояние народа. Но между символической и повседневной
сторонами жизни должен соблюдаться разумный баланс, соответственный
обстоятельствам нашего бытия. И, как явствует из опыта благотворительности в Российской
Империи, во многих случаях праздничный, мемориальный и социальный аспекты можно
прекрасно совместить.
Я призываю всех, кто имеет желание и
возможность внести пожертвования на достойное празднование юбилея 400-летия
преодоления Смуты и других юбилеев, большую часть этих средств направить на помощь
бедным, сиротам, больным, инвалидам, престарелым и бездомным. Каждому из Святых
Подвижников, Монархов, Иерархов, Героев и Вождей, которых мы желаем почтить, и
чьими именами мы назовём различные программы милосердия, будет гораздо
радостнее в Небесном Царствии, если мы воздвигнем им памятники не только на улицах
и площадях, но, в первую очередь, в
душах людей.
***
400-летие
окончания Смутного времени – это юбилей
подвига Народа, и только так должен восприниматься. Но как ошибочно сводить
этот праздник к династическим или сугубо церковным торжествам, так неправильно
недооценивать колоссальный вклад в победу православного духовенства или
пытаться обойти молчанием всенародное призвание на Царство Законной Династии.
Нам пора понять, что историю нельзя постоянно рассматривать с политических
позиций, видеть во всём какую-то подоплёку и угрозу прочности своего положения,
опасаться поучительных примеров и искажать факты по очередным партийным
шаблонам.
Святая
Церковь в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла,
Архипастырей и Пастырей уже много сделала и продолжает делать, чтобы мы знали
Правду и постигали величайший духовный смысл испытания, ниспосланного нашим
предкам Богом в XVII веке.
Мне
же, со своей стороны, представляется важным повторить в связи с великой Годовщиной
моё осмысление миссии Дома Романовых в современном мире.
Российский
Императорский Дом, по милости Божией, сохранился на своих исторических духовных
и правовых началах. Оказавшись в вынужденном изгнании после Революции 1917
года, мои дед и отец – Государи Кирилл Владимирович и Владимир Кириллович – не
дали угаснуть свече легитимной династической преемственности и обеспечили
существование Дома Романовых как исторической институции. Глава Императорского Дома – это не «претендент
на престол», как некоторые ошибочно полагают, а наследственный возглавитель
фамильной корпорации, хранящей идеи и традиции тысячелетнего монархического
Государства-Семьи.
Императорский
Дом, отрекшийся от монархического принципа, также немыслим, как немыслима Церковь,
отказавшаяся от веры в Бога. Предать вечные идеалы наших Предков в угоду той
или иной временной конъюнктуры с моей стороны было бы низко, лицемерно и
недостойно. Уверена, что это понимают не только те, кто разделяет мои
убеждения, но и те, кому они чужды.
Я
исповедую, что Легитимная Наследственная Монархия является единственным
Богоустановленным государственным строем и убеждена в её совместимости с любой
эпохой, естественности и пользе для нашей многонациональной страны. При этом я
понимаю, что сейчас и в обозримом будущем восстановление Монархии
преждевременно и категорически отвергаю возможность Реставрации вопреки воле
Народа. Только свободное, осознанное и законно оформленное всенародное
волеизъявление правомочно дать новую жизнь государственному строю,
существовавшему в России с 862 года по 1917 год.
Мною и
моим сыном и наследником Великим Князем Георгием Михайловичем, также как основателем Нашей Династии Царём
Михаилом I Феодоровичем
и последующими Всероссийскими Государями, власть воспринимается не как
вожделенная награда, а как бремя, несение которого, кроме невероятного
напряжения всех жизненных сил, причиняет множество мук, разочарований и скорбей
тем, на кого оно возложено. Если, в неисповедимых путях Божиих, мы или наши
законные Наследники окажемся призванными народом к царскому служению, мы не
изменим данной нами клятве и не отречёмся от нашего долга. Но глубоко
несправедливы те, кто пытается приписать нам стремление к власти.
Дом
Романовых старается по мере сил приносить пользу Отечеству при любом
государственном строе, в любых условиях, и будет это делать впредь.
Считая
своей главной целью служение всенародному единству, Династия по принципиальным
соображениям не участвует ни в каких формах политической борьбы. Это не мешает
Императорскому Дому иметь собственную гражданскую позицию по актуальным
вопросам.
Будучи
по своей природе внепартийной исторической
институцией, Дом Романовых открыт для диалога и сотрудничества со всеми
соотечественниками, независимо от их религиозной, национальной, политической и
любой иной принадлежности. Твёрдо придерживаясь своей Веры и своих принципов,
Российский Императорский Дом свободно провозглашает и отстаивает их, но никому
не навязывает своих взглядов и готов общаться и работать с людьми иных убеждений
ради блага Родины и укрепления межконфессионального, межнационального и общегражданского мира и
согласия.
Если кто-то и испытывает к нам предубеждение, то сами
мы не считаем своими противниками никого. Все соотечественники, даже
причиняющие нам грусть и боль, всё равно наши братья, сестры и дети – члены
великой Семьи.
По моему глубокому убеждению, нашим общим девизом
должны стать слова святого Императора Николая II Страстотерпца, сказанные в самом начале Катастрофы ХХ века: «То зло, которое сейчас
в мире, будет ещё сильнее, но не зло
победит зло, а только любовь».
Мировоззрение,
заключенное в этих словах, жило в делах героев Смутного времени, было
путеводной звездой в самые страшные для Отчества годины и навсегда останется главным
залогом преодоления любых распрей и смут.
На подлинном собственною Ее
Императорского Высочества рукою подписано:
МАРИЯ
Дано в Мадриде,
17 февраля/1 марта 2012 года
в день 400-летия страдальческой кончины
Священномученика Патриарха Гермогена
С подлинным верно:
А.Н. Закатов
директор Канцелярии Е.И.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий